"Активность восприятия"

Сооружение не всегда в широкой практике воспринимается как художественное — его воздействие не оформлено в сознании. Активность восприятия находится в прямой зависимости не только от художественной культуры масс.

В этом смысле изобразительный язык скульптуры понятней — она заставляет даже самого неподготовленного зрителя понимать, что здесь не просто дом — привычная „машина для жилья". Для архитектора главное — пространственное выражение идеи собственно архитектурными средствами. Скульптура для него — второстепенный переход от пространственного выражения к изобразительному показу.

С этим может согласиться и скульптор.

Но массовый зритель иногда через скульптуру, более ему понятную, приходит к сознательному освоению архитектурных форм, и только тогда можно считать архитектурные средства приведенными в действие. В таком свете споры о ведущей роли в синтезе представляются абстрактными и обличают профессиональный субъективизм.

Широкие тематические возможности скульптуры, возможности диференциации образа по типам (например, изображение спорта в связи с физкультурными сооружениями) также повышают значимость скульптуры в доведении до массового сознания художественных качеств комплекса в целом.