"Иллюзорная выразительность "

 Вспоминаются давно сделанные наблюдения на одной из выставок восковых фигур на исторические и иные темы. Несмотря на безукоризненную пролепку отдельных фигур, несмотря на мастерски сделанную по схожести с живым телом окраску, они вызывали отвращение зрителей, они казались разлагающимися трупами. Выставка казалась моргом.

Дело, конечно, не в том, что фигуры восковые. Из временных нетвердых материалов, которыми располагает скульптор, воск наиболее пластичный. Дело в том, что требования показа реального человека в нашей скульптуре есть требования скульптурной, а не иллюзорной выразительности.

Иллюзорность получается тогда, когда в натуралистическом рвении, в погоне за „живой жизнью" уничтожаются средства ее выявления в скульптуре: специфическая жизнь скульптурной формы в скульптурном материале.

Живой человек, ставший гипсовым и по твердости и по белизне, отвратителен, как труп, и сколько ни просверливай ему зрачков, он так же мертв, как Венера Милосская, сделанная не из мрамора, а из мяса. Однако такие вещи делаются часто и якобы как уступка потребителю, а на самом деле по причине неумения привести в действие мастерство.

Глядя на нашу продукцию, можно подумать, что у нас нет даровитых скульпторов, способных справиться с большой синтетической работой. Это далеко не так. Художественные кадры есть, но отсутствует их направленность к большой синтетической работе.

Скульптурные выставки показывают наличие в отдельных работах большой силы выразительности и чувства скульптурного материала.