"Архитектурный комплекс"

Как же быть с ведущей ролью? Комплекс—здание, в котором синтезируются все виды пространственных искусств, мы все же считаем архитектурным комплексом; не следуют ли отсюда ведущая роль архитектуры и подчиненность иных видов искусств в этом комплексе?

И скульптура и живопись, выступая в синтезе, в известной мере обусловлены архитектурой, однако в органическом синтезе эта обусловленность приводит не к подчиненности, а к полнозвучному раскрытию живописных и скульптурных средств.

Сама архитектура в значительной мере обусловлена пространственным разворотом функций, технологией процессов. Однако архитектура не подчинена технологии, подобно тому как скульптор не подчинен материалу. Во всех указанных выше случаях обусловленность преодолевается и становится материалом художника. Обусловленность не препятствие, а средство овеществления художественного замысла.

Готовых, неподлежащих преодолению материалов, в широком смысле этого слова, искусство не знает. Архитектурный комплекс возникает в связи с функциональным (технологическим) назначением (например, театральное здание), и лишь в комплексе, овеществленном средствами искусства, функция (процесс) получает полное развитие. Что касается художественно-идеологического значения комплекса в целом и отдельных элементов, его образующих (архитектура — живопись—скульптура), то оно выходит далеко за пределы тематики здания, за пределы его конкретного назначения.

Все же в связи с этим назначением мы можем говорить о синтезе на базе архитектуры, точно так же как в монументе мы можем говорить о синтезе на базе скульптуры, поскольку архитектурные элементы в этом синтезе не имеют функционального (технологического) назначения, а возникают лишь в связи со статуей, в связи со скульптурой. И в этом и другом случае в органическом синтезе нет подчинения одного вида другому, а есть взаимное дополнение на основе единой художественной задачи.