"Культура формы"

Почему культура формы все еще низка в массовой скульптурной продукции? По той же причине, по какой сплошь и рядом не реализуются знания дисциплины пространства, полученные архитектором во Вхутеине, несмотря на богатое содержание этой дисциплины.

Не становится ли благодаря этому сомнительной объективная ценность такой формальной культуры? Бесспорно, так. Формальная культура, не ставшая средством борьбы благодаря абстрактной лабораторщине, вне связи с идейным содержанием, вне учета восприятия масс, лишь расчищает дорогу антихудожественности, приводит к бессилию ценных работников, искренне ненавидящих халтуру.

В культурном наследстве мы стараемся переложить памятники в числовые величины, в композиционные схемы. Эта работа бесплодна, как всякий эмпиризм, вне знания классовой направленности создателей этих памятников, гениальных ремесленников, с одинаковым интересом работавших в области искусства художественной формы и в области искусства фортификации.

Мы знаем о пластике в военных орудиях и совершенно не интересуемся стратегическим содержанием скульптуры древности. Идеальна композиционная точка статуи Афины-Промахос в планировке Акрополя.

Сдвинутая относительно оси пропилеев статуя конкретизирует пространство Акрополя, подчеркивая масштабность Парфенона и т. д. Много можно сказать о художественном значении одного лишь планировочного места Афины.

Статуя Афины была ориентирована на  коренный афинянами остров Эгина, как монументальная угроза всякой попытке восстать против господства Афин. Стратегическим значением определялось художественное содержание планировочного места статуи.