"Метопа"

Метопа, в особенности взятая в цвете, решена, как два пространственных плана, как глубинный проем, в начале которого развернуто действие. И не только горельефная метопа — низкий 35-миллиметровый рельеф фриза решен в двуплановом пространстве: передний план, на котором развернуто действие, и задний аморфный, далекий и поэтому обращающийся в плоскость. Глубинная пространственная трактовка рельефа на плоскости и его увязка с плоскостью и заключаются в этой двуплановой организации его пространства.

О двуплановости приходится говорить несколько условно. На фрагменте северного фриза Парфенона изображена группа всадников. Сложные переплетения людей и лошадей даны, как во всяком органическом пространственном решении, где все приведенные элементы, сложно взаимодействуясь, не вытесняют друг друга, каждый элемент занимает свободное место. Максимальная заполненность композиции и никакой тесноты.

Самое решение рельефа фигур многоплановое, но действие развернуто впереди и на фоне пространства. Выражаясь образно, всадники едут не вдоль стены, а по свободному полю. Всадники материализованы, поле аморфно и конкретизируется лишь как фоновая плоскость.

Рельеф, как четко ограниченный пространственный проем, противопоставленный плоскости стены, встречается и в Египте, перемежаясь на одной и той же стене с мелкомасштабными резными рельефами, трактованными не как проем, а как фактура стены, но ведь это скорее изобразительные письмена, нежели собственно скульптура.