"Принцип пропорций"

Субъективизм прямо отрицает в искусстве существование объективных критериев эстетического. Да и не только субъективизм. Один из исследователей пропорциональности, человек остроумный и любитель парадоксов, Г. Борисовский, на которого показанный мной метод построения Парфенона произвел сильное впечатление, но который тем не менее не хотел отказаться от собственных взглядов, воскликнул: "Ну, в таком случае Парфенон прекрасен несмотря на то, что размеры его рассчитаны".
Такая позиция не единична и не лишена глубины: расчет, как все мы хорошо знаем, красоты не создает.

Расчет сам по себе красоты не создает. Именно это и имел в виду автор "Моцарта и Сальери". Но те, кто любит знаменитое Музыку я разъял как труп. Поверил я алгеброй гармонию", забывают, что Пушкину принадлежат и слова: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова или оборота, а в чувстве соразмерности и сообразности".

Здесь нет противоречия. Пушкин отчетливо сознает власть соразмерности в естетике. Он прямо заявляет, что гармония достигается не чисто интуитивно, не безотчетно. Удивило ли бы Пушкина то, что соразмерность частей постройки определяется мерами, что она — дело расчета?

Мы знаем прямые свидетельства мастеров-каменщиков о построении фиалов готических соборов, трактаты о пропорциях, написанные зодчими и в I, и в XII в., нам известны орудия расчета соразмерностей: пропорциональные циркули античности и геометрически сопряженные меры средневековья. Так где истина?

Достаточно ли для достижения подлинного единства частей внутри целого интуиции художника или она нуждается в надежной опоре - методе установления размерной структуры? Нашел ли в прошлом человеческий разум какие-то фундаментальные идеи, послужившие прочной основой этого рода деятельности, и придумал ли приспособления для осуществления этой идеи - вот главный вопрос, который нам предстоит рассмотреть.

Цель этой работы не только в том, чтобы определить наиболее существенные вехи в истории пропорций, но и в том, чтобы прочитать смысл, который стоит за историческими канонами и правилами и чтобы оценить сами эти идеи в свете современного научного знания.

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие -- Искусство и труд -- Размерно-пространственная структура -- Размерная структура архитектурных объектов -- Архитектура организует пространство -- Геометрическое подобие в архитектуре