"Органичность синтеза"

Органичность синтеза архитектуры и скульптуры вытекает из их общности и различия, из единства и различия художественного образа, из общности и различия пластического языка. Такая общая постановка вопроса представляется наиболее приемлемой в оценке наиболее ярких проявлений органического синтеза в архитектуре прошлого и в целевой устремленности к созданию нового социалистического синтеза.

Художественный образ, выражающий идеи класса как основной признак всякого вида искусства в нашей практике, как будто никем не отрицается. Но именно эта основная искусствоведческая категория меньше всего разработана в архитектуре.

Требования идейной насыщенности архитектуры все принимают. В такой общей форме эти положения осознаны и бесспорны.

Трудности начинаются при всякой попытке определить образ или идею конкретного архитектурного сооружения, при всякой попытке найти связь между образом и определенным типом и тут появляется либо боязнь подойти к этому вопросу конкретно — тогда он с осторожностью обходится, — либо всякие толки и кривотолки от примитивного изобразительного символизма (например, Дворец труда, напоминающий динамомашину) до абстракций вроде: „вертикаль выражает то-то, а горизонталь то-то" или „нашей эпохе свойственны динамика и асимметрия".

Бесспорно, дать определение образу в архитектуре очень трудно, и всякие выкрики на диспутах— „скажи конкретно, что такое пролетарская архитектура"—можно считать скорее „каверзными", нежели серьезными, все же нам кажется что трудности здесь преувеличены, если можно так выразиться, противоестественным стремлением добиться в архитектуре такого же чувственно ощутимого выполнения образа, как в литературе или в живописи, часто даже обязательной конкретизации его до тематики, например, образ на тему „Клуб" или образ на тему „Фабрика-кухня".