"Новые тематические композиции"

Фрагментарность меньше всего дает возможностей для выявления индивидуальных особенностей в творчестве и чаще всего приводит к давлению над скульптором образцов прошлого.

Штудировка модели сама по себе — захватывающая и неисчерпаемая игра, и эта игра, если ею увлечься, приводит к фрагменту, который также трудно исчерпать в погоне за полнотой формы.

Лепка с натуры студийного порядка — занятие весьма определенное, и в этом направлении одинаково трудно и добраться до Донателло и уйти от Родена и Коненкова. Одно совершенно ясно: новые тематические композиции, и не фрагментарные, а комплексные, на основе нового неисчерпаемого своего содержания, — вот на какой основе наша скульптура в целом должна стать действительно неповторяющей прошлое, вот на какой основе могут выявиться индивидуальности скульпторов, и между всем прочим и новые неисчерпаемые методы трактовки модели.

Но новые комплексные тематические композиции могут иметь место прежде всего в связи с архитектурой. Скульптуре без архитектуры не выйти на широкий путь к своему стилю, так же как и архитектуре без скульптуры будет! трудно преодолеть абстрактный формализм.

И особенно это важно на нынешних первых этапах становления своего стиля.