Геометрическое подобие и зрительное восприятие

Летучая мышь имеет орган слуха, читающий образы внешнего мира по колебаниям отраженного ультразвука, который мышь посылает в пространство. "Она имеет в полном смысле слова картину, составленную из пустот, откуда мышь не получила отражения, и разнообразных модуляций исходного ультразвукового сигнала, в зависимости от того предмета, от которого отражалась посылка". Этого отраженного ультразвука достаточно, чтобы избегать на лету препятствия, различать и ловить съедобных бабочек, знать о приближающейся опасности.

В сознании человека пространственный образ внешнего мира отображается зрением. Слух человека, освобожденный работою зрения от решения множества первостепенных задач, получил особое предназначение. Он стал инструментом общения сознаний и чувств. Мир звуков - мир настроений. Звук способен выразить все состояния человека, а слух - воспринять спокойствие, благодушие,  гнев, страх, угрозу, боль, ярость и радость; наконец, слух декодирует смысловую речь. Чувственный мир кодируется звуковыми структурами, и  строятся эти структуры на сопоставлениях, на относительных характеристиках. Точно так же, на соразмерностях, организовано восприятие семантики зрительных образов зрением.

Сознание - зеркало мироздания, а в результатах труда отображено сознание человека. Возникает двойная инверсия, двойное зеркальное отображение. Человек, природой воспроизведенный, воспроизводит природу. Поэтому, наблюдая продукты человеческого труда, можно постигнуть свойства сознания и те стороны объективной реальности, которыми сознание сформировано.

Искусство — проявление властной потребности в красоте и гармонии, присущей человеку изначально; человек и искусство возникают одновременно. Наскальные изображения первобытного человека уже достаточно совершенны: они поражают лаконизмом и выразительностью образных характеристик, предельностью обобщений; они убедительнейшим образом демонстрируют высокоразвитую способность разума абстрагировать геометрию от реальных форм и безотчетно использовать геометрически абстрагированный   (по  принципу подобия) образ при создании предметов.

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие