Чувство симметрии

Распространенные в поэднеледниковый период кремневые пластинки имеют вид ромбов, треугольников и трапеций, т.е. обнаруживают стремление придать форме правильную геометричность, основанную на равенстве отрезков и углов. Характерно: од и те же фигурки воспроизводены  в разных размерах многократно, являя собой геометрическое подобие.

Обломки камня, обработанные руками, получили одну и ту же абстрагированную сознанием форму; миндалевидная и треугольная формы кремневых наконечников копий и стрел переносятся впоследствии на наконечники металлические. Орнаменты, украшающие одежду, оружие, посуду, содержат элементы повторения и равенства и строятся по принципу геометрического подобия. Одни и те же рисунки выполняются маленькими и большими.

"Чувство симметрии и реальное стремление выразить его в быту и жизни существовало в человечестве с палеолита и даже эолита - миллионы лет тому назад", - писал В. Вернадский. С еще большим основанием это можно сказать о геометрическом подобии.

Каким образом, в силу каких причин зрительное восприятие связано с геометрией и геометрическим подобием? Почему в творчестве, в самом его зарождении отчетливо правит геометрическое абстрагирование, принцип подобия? Насколько сучщественна для способности логического мышления и восприятия оказалась эта способность? Ответ на эти вопросы прояснил бы, каким образом принцип пропорции - всеобщий принцип природы стал инструментом познания, т.е. качеством разума, лежащим в основе аналитических способностей.

Физическая причина зрения — свет. Различная частота волн - объективно присущее электромагнитным волновым колебаниям качество отобразилось в работе нейронных Структур зрительного анализатора, классифицирующего волны по час-(цветное зрение). Различная интенсивность светового потока отображена в нейронных структурах, осуществляющих измерение интенсивности света.

Это черно-белое палочковое зрение и светотень со всеми ее градациями, от предельно ярких до черного - сигнал об интенсивности светлого потока в сознании. Светотень - главное средство определения формы сознанием, она выявляет контуры, пластику и фактуру поверхности. Но зрение имеет не только физическую, но и биологическую причину возникновения.

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие