Чувство симметрии

Это потребность в опережающей информации о событиях в пространстве внешнего мира. Биологическая праматерь зрения - вопросы "Что это?" и "Где это?" Это две специфические модели одной и той же сущности размерно-пространственных структур (РПС) внешнего мира, представленных как зрительный образ. "Где?" — это направление и расстояние. "Что?" — информация о свойствах объекта, существенно важных для воспринимающего субъекта.

Причем подробное описание всех признаков видимой формы было бы здесь излишне - ответы на вопросы: "что?" и "где?" должны возникнуть как можно скорее. Восприятие обладает большим диапазоном глубины изучения формы: от °катых и мгновенных характеристик по признакам, предельно экономным в передаче, до подробного развертывания образа во времени. Понятно, что признаки, по которым развертывается зрением сущность объекта, должны быть информативно существенны и давать сечение по всем объектам внешнего мира: они Должны быть универсально приводимы ко всем зрительным образам.

Энергетические взаимодействия в природе подчинены принципу наименьшей затраты энергии (принцип Гамильтона). Отсюда реальность прямой линии: взаимное притяжение тел происходит по кратчайшему между ними пути. Прямая линия (вертикаль) - реальность всемирного тяготения. По вертикали осуществляется взаимодействие всех земных объектов с Землей: вертикаль соединяет центр объекта и центр Земли. По вертикали осуществляется свободное падение тел, вертикально растут деревья и злаки.

Вертикальная плоскость – плоскость зеркальной симметрии живых существ, и потому имеется специальный орган контроля за равновесием тела, т.е. соблюдением вертикального положения.

Вторая объективная реальность природы - реальность прямого угла. Электрические, магнитные и световые волны распространяются в направлении, перпендикупарном полю волны - плоскости действия силовых линий. Следствием физической реальности прямого угла и вертикали является реальность горизонтали. Это линия горизонта, поверхности водных пространств, строка в книге.

Три эти реалии физической природы — вертикаль, горизонталь и прямой угол положены человеком в основу древнейшей науки геометрии потому, что они были реальностью сознания, реальностью зрительного восприятия. Замечание П. Анохина о том, что "все живое с момента его зарождения включило силу тяжести в прогрессивное изменение структур и функции путем выработки огромного количества приспособлений", справедливо и в отношении механизмов работы мозга.

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие