Размерно-пространственная структура

Размерно-пространственная структура. Средние отношения и золотое сечение Соразмерность и пропорция - две категории эстетики, между которыми в обширной философской и искусствоведческой  литературе четкой понятийной границы не установлено. Изложение темы требует уточнить смысл этих понятий.

Так, например, есть смысл говорить о соразмерности человеческого тела, имен в виду всего человека. Так же точно можно говорить о соразмерности одного туловища, о соразмерности головы, о соразмерности ноги, бедра, стопы, руки в целом или се частей: плеча, кисти, пальца или фаланги пальца. Во всех случаях это безразмерная характеристика описываемого объекта, не имеющая размерного модуля, полученная сравнением трех протяженностей: высоты (вертикаль), ширины (горизонталь) и длины (горизонталь, прямоугольно ориентированная к ширине).

Все эти понятия отнесенные к живому, имеют как физический, так и биологический смысл. Длина есть размер в направлении движения вдоль биологической передне-задней оси; высота есть размер в направлении линии тяготения, а ширина — то единственное направление, где нет биологического различия, физически обусловленного, и где в силу этого наблюдается равновесное, зеркально симметричное строение живых существ.

Пропорция, как уже установлено, понятие широкое и сложное. Но в области искусства оно имеет вполне конкретное значение. Это связь, которой соединены внутри сложного целого составляющие части, т.е. движение от размера к размеру, объединяющее соразмерности и строящее ритмы членений, пропорции, как и о соразмерности можно говорить применительно к разным задачам. Можно рассматривать как соединены крупные конгломераты формы, например голова, туловище и конечности.

Можно рассмотреть череп, исследуя, как с черепной коробкой соотносятся лобная часть и глазные впадины, верхняя и нижняя челюсти и т.п. (пропорция черепа). Пропорция, таким образом, выявляет не только образ, но и структурное единство целого, в то время как соразмерность выражает символ образа, ассоциируемый с представлением о качестве (сила и слабость, устойчивость, гибкость, прочность, хрупкость и т.п.).

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие -- Искусство и труд -- Размерно-пространственная структура -- Размерная структура архитектурных объектов -- Архитектура организует пространство -- Геометрическое подобие в архитектуре