Геометрическое подобие в архитектуре

Движение зрителя в пространстве архитектуры обусловливает сложность взаимодействия архитектурных форм. Достичь единства РПС, работая с чертежом и чисто визуально определяя эстетические достоинства графического изображения, нельзя. Даже хорошо развитого внутреннего зрения, именуемого чувством формы, еще недостаточно, чтобы овладеть пространством: проблема пропорции и масштаба требует точного знания.

Все крупные мастера архитектуры опирались и опираются на свои принципы расчета размеров, и они позволяют им известной мере приблизиться к гармоничной форме.

Записные книжки Леонардо да Винчи, наброски и чертежи Микеланжело, "рецепты" Альберти и ладно,  рисунки  Виоле  ле Дюн, Ле  Корбюзье, каноны ментиков  средневековья, запись Дюрера  и высказывания Жолтовского подтверждают правоту наше мнения.

Геометрическому подобию в архитектуре   посвящено   специальное исследование А. Тирша, показывающее, как подобие объединяет сор мерности частей и целого; ту по существу, цель преследует М. Борисолевич,   исходя   из   примера  перспективных сокращений.

Принцип равного изменения  как средство конструирования архитектурной формы хорошо известно практике и теории искусства. Это арифметическая прогрессия, гармоническая прогрессия, геометрекая прогрессия.

Принцип пропорций -- Геометрическое подобие и зрительное восприятие -- Пространственный образ внешнего мира -- Чувство симметрии -- Энергетические взаимодействия в природе -- Прямые линии и прямые углы -- Объекты восприятия -- Относительные размеры -- Парные образы -- Геометрическое подобие -- Искусство и труд -- Размерно-пространственная структура -- Размерная структура архитектурных объектов -- Архитектура организует пространство -- Геометрическое подобие в архитектуре